Адрес — г. Ковров, ул. Першутова, 28
Телефон — 8(49232)22129
Настоятель — протоиерей Игорь Любченко
Страница храма: https://vk.com/club105175386
История храма:
Но ковровский благочинный протоиерей Сила Алексеевич Архангельский не одобрил проекта строительства нового храма. Его не устраивало выбранное место (к северу от главного ковровского собора) и по его разумению церковь следовало возводить южнее, учитывая тенденции расширения города (следует заметить, что С. Архангельский оказался весьма прозорлив и к настоящему времени Ковров сильно разросся к югу, по отношению к границам города 1870-х гг.). Кроме того, батюшке просто не хотелось служить в двух храмах сразу, считая это слишком обременительным, так как изначально задумывалось, что новая церковь будет приписана к Христорождественскому собору.
Но доводы уважаемого протоиерея показались недостаточно убедительными и в августе того же 1874 года владимирский губернатор утвердил и проект храма, и место его постройки именно к северу, на территории городского сада. Владимирский архиепископ также поддержал решение Думы г. Коврова, о чём 20 сентября вышел Указ Владимирской духовной консистории № 6458.
Автору статьи неоднократно (!) приходилось слышать и другую историю возникновения храма, которая очень сильно напоминает легенду о селе Любец. Якобы Екатерина II, проплывая по Клязьме мимо, восхитившись красотой местности, указала: «Здесь должен стоять храм Божий». Остаётся только развести руками…
Автором проекта нового храма стал архитектор Владимирской казённой палаты и Владимиро-Суздальской епархии Николай Андреевич Артлебен, получивший образование в Московском дворцовом архитектурном училище. Учёный и публицист, исследователь древнерусской архитектуры, он со знанием дела спроектировал один из красивейших соборов во Владимирской губернии.
В начале июля 1876 года между г. Ковровом в лице городского головы Я.А. Мытарёва, протоиерея С.А. Архангельского, нескольких купцов и почётных граждан – с одной стороны и крестьянином деревни Даниловки Судогодского уезда Василием Михайловичем Бадьевым с другой, был заключён контракт о строительстве собора. Дворянство, купечество, духовенство и простые жители города собрали 10 тысяч рублей серебром – именно таковой оказалась стоимость подряда. Тогда же началось строительство.
Хочется обратить внимание на то, что строителем крупнейшего храма в городе был крестьянин. Обыкновенный деревенский житель, который хотел и умел работать и которого позже новая власть лентяев и завистников объявила «кулаком» – кровопийцей и мироедом. А ведь таких трудяг были далеко не единицы.
Следует отметить ещё одного человека, принимавшего активное участие в строительстве собора и руководившего его возведением. Это церковный староста соседнего Христорождественского храма купец 2 гильдии Михаил Дмитриевич Сомов. В 1879 году, когда новый собор был построен и начались внутренние отделочные работы, он пожертвовал 1500 рублей на устройство храмовых и местных икон. В том же году за свою благотворительную деятельность и усердие М.Д. Сомов получил благословение Святейшего Синода и специальную грамоту. А один из четырёх сыновей Михаила Дмитриевича – Иван – тоже был церковным старостой, но уже как раз Спасо-Преображенского собора. В 1905 году за многие пожертвования на украшение церкви он был награждён золотой медалью на Станиславской ленте для ношения на шее.
Пять лет велись отделочные работы в храме. В 1884 году новый собор был освящён в присутствии духовенства и высоких чинов из губернского центра и при большом стечении ковровчан и жителей близлежащих селений. До этого праздничного дня не дожил архитектор Н.А. Артлебен. 25 марта 1882 года (по новому стилю) ему исполнилось 55 лет, а на следующий день он скончался…
Главный престол освятили в честь Преображения Господня, придельный южный – во имя святителя и чудотворца Николая, северный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Дворяне Ковровского уезда Култашевы в освящённый собор приложили крест с частицами мощей великомучеников, который был утверждён в икону Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Собор, как и предполагалось, был приписан к Христорождественскому храму. Христорождественский причт осуществлял служение в Спасо-Преображенском соборе и первым священником «по совместительству» стал Алексей Григорьевич Радугин, который являлся таковым до своей кончины в 1905 году.
Ковровчане очень полюбили новую церковь. В народе прозвали собор (и называют так до сих пор) «новым собором» и «красной церковью» (храм, построенный в русском романтическом стиле, возведён из красного кирпича). Она, говоря современным языком, пользовалась популярностью. И шли люди в Спасо-Преображенский собор на богомолье, и жертвовали на его процветание и украшение.
В 1922 году из Спасо-Преображенского собора вынесли почти все ценные вещи, оставив лишь самое необходимое для проведения богослужений. Один из руководителей изъятия церковных ценностей в Коврове и уезде в 1922 году доносил, что среди прочего количества серебра, изъятого из городских церквей, имеется «один бриллиант из иконы Скорбящей Божией Матери в Спасо-Преображенском соборе». Варвары не останавливались ни перед чем…
В конце 1929 года храм ещё был открыт и находился в ведении религиозной общины обновленческого толка. К тому времени уже вовсю велась бумажная работа по закрытию и ликвидации собора. После череды решений уездного и губернского уровня о расторжении договора с общиной собора, о его закрытии и передаче церковного здания под «дом физкультурника», после отмены этих решений ВЦИКом, собор всётаки был закрыт по решению всё того же ВЦИКа от 20 июня 1931 года. Однако, дому физкультурника не суждено было расположиться в церковных стенах. Бывший собор побывал и тюрьмой, и рабочим общежитием, и складом.
В 1980-е гг. прошлого века было решено возвратить Церкви Спасо-Преображенский собор. На специально открытый в одном из ковровских банков счёт потекли пожертвования от организаций и частных лиц на ремонт здания церкви. Стоит только удивляться и радоваться – с каким рвением после десятилетий современного «смутного времени» люди жертвовали на благое дело восстановления храма.
В 1991 году Спасо-Преображенский собор вернули Русской Православной Церкви после длительных усилий верующих и ряда депутатов Ковровского горсовета во главе с Владиславом Борисовичем Богатыревым. Вокруг храма устроена новая ограда, разрушенная при его разорении, а прихожан как и в былые времена приветствует колокольный звон с высокой звонницы, ставшей одним из символов старого и нового Коврова.
Престолов в соборе три: главный — в честь Преображения Господня, придельные: южный — во имя св. Николая Чудотворца, северный — в честь иконы Божией Матери,, именуемой «Всех Скорбящих Радость».