Христо-Рождественский собор

Адрес — г. Ковров, ул. Першутова, 15

Телефон — 8(49232)22961

Настоятель — протоиерей Георгий Капусткин.

Страница храма: https://vk.com/hristorozhdestvenskiysobor

История храма:

По преданию первая деревянная церковь на месте нынешнего Собора построена в 1160-х гг. по воле князя Андрея Боголюбского. Как-то в морозный декабрьский день князь охотился в густых лесах над Клязьмой и, случайно оставшись один, заблудился. Он долго плутал по заснеженному лесу и начал замерзать. Блеснувший вдалеке огонек вывел князя к избушке местного зверолова Елифана (именно с этого поселения, получившего название Елифановки, и начинался Ковров). Старший сын Елифана, Василий, в память о чудесном спасении князя и по его же повелению срубил на высоком клязьменском берегу церковь, освященную в честь Рождества Христова, так как именно под Рождество случились описанные в легенде события. По Христорождественской церкви маленькое село Елифановка стало именоваться Рождественским, которое с конца XV в. уже упоминается в исторических документах. В дальнейшем село получило название Коврово, так как находилось во владении князей Стародубских-Ковровых.

В конце XVII века вместо деревянного возвели каменный храм. Престолов в нем было два: главный в честь Рождества Иисуса Христа и придельный во имя преподобного Макария Калязинского Чудотворца. В конце XVIII века устроен новый придел в честь иконы Смоленской Божией Матери. В 1870 г. церковь была расширена и получила статус собора. С 1920 по 1926 гг. собор был кафедральным Ковровского викария Владимирского архиепископа. В 1937 г. мобор закрыт, завершения храма и колокольня разобраны. В 1946 г. открыт повторно до 1991 г., оставался единственным действующим храмов Коврова.

К 1000-летию Крещения Руси восстановлены пятиглавие и завершены колокольни. На 1923 г. к собору были приписаны две входные и четыре невходные часовни. Каменные входные часовни находились на Ильинском кладбище и Павловской улице рядом с городским училищем. Невходные — на пересечении 1-й Муромской и Ивановской улиц, на Базарной площади и на берегу реки Клязьмы напротив тюрьмы, на Соборной улице. В церковной ограде сохранился памятник протоиерею Алексею Григорьевичу Радугину (7.3.1826 — 7.7.1905), настоятелю Собора в 1883 — 1905 гг.
———————————————————————————————————————
Центральным строением Коврова являлась приходская церковь. Но прошло несколько веков существования села Коврово, прежде чем в нем возвели первую каменную церковь. И сегодня Ковров трудно представить без этого храма. В настоящее время Христо-Рождественский собор является не только самым древним строением Коврова, но в значительной степени символом минувшего.

Его построили на том месте, где стояли, сменяя один другого, деревянные ковровские храмы. Об этих первых церквях нам мало что известно. Даже история создания нынешнего соборного храма уходит в такую временную даль, что мы до сих пор не знаем точной даты его постройки. С достаточной долей уверенности можно предположить, что строительство велось во второй половине XVII века, скорее всего, в 1680-е или в первой половине 1690-х гг. Но, несмотря на множество белых пятен в истории Христо-Рождественского собора, сведений о его прошлом сохранилось немало.

Самый первый из известных нам ковровских пастырей — иерей Федор Лазарев, который служил в ковровской Христо-Рождественской церкви в первой половине XVII столетия. К началу XVIII столетия церковь села Коврово упоминается уже каменной. Перепись 1701 года дает подробное описание церковной утвари и внутреннего убранства храма. Особенно стоит остановиться на старинной иконе Смоленской Божией Матери, в честь которой в конце XVIII века в ковровской Христо-Рождественской церкви был устроен новый придел.

Об истории обретения этой иконы писали ковровские священники А.Г. Радугин (1886 г.) и И. Парвицкий (1915 г.). Принято считать, что данная икона Смоленской Божией Матери была принесена в ковровскую церковь из несуществующего теперь села Нестерово, находившегося в 10 верстах к юго-востоку от Коврова. В селе Нестерово издавна имелась деревянная церковь во имя Св. Георгия Победоносца, которая в середине XVII века сгорела дотла. На ее пепелище и была обретена чудом уцелевшая икона, перенесенная затем в село Коврово. Там оно почиталось местными жителями как чудотворная и приносящая исцеление.

Описание этой иконы, сделанное в 1701 году сохранилось до настоящего времени: «Подле первого клироса образ Пресвятой Богородицы Смоленской осмии листовой на ней венец с цатою и с коруною медной резной золочен убрус у Пресвятой Богородицы и ожерелье низано жемчугом и шито золотом с камешки простыми и звесками по червчатому атласу в прикладе у Пресвятой Богородицы крест вырезан на кости обложен оловом серьги лапочки серебряные с жемчугами и с камешки простыми разных видов да серьги двочатки серебряные с камешки простыми оплечье и поля обложены серебром позолочен а тот образ в киоте на кисте писан образ Всемилостиваго Спаса с пророки красками гладкое около Пресвятые Богородицы и пророков киот и столпцы и поля резные позолочены на киоте коруна резная позолочена на коруне крест резной позолочен у того же образа Пресвятой Богородицы вместо пелены тонба писана красками завеса тафта шахманая цветная».

По воскресным дням перед иконой причтом ковровской Христо-Рождественской церкви совершались торжественные молебно-акафистные песнопения. И ежегодно 28 июля в день празднования иконы Смоленской Божией Матери в Коврове проходил большой праздник. Во второй половине XIX века к этому празднику была приурочена однодневная ярмарка.

В описании села Коврово за 1701 г. есть новые данные о причте ковровской Христо-Рождественской церкви. Если во второй половине XVI столетия там служил священник и диакон (сколько тогда насчитывалось причетников — неизвестно), а в XVII веке при этой церкви стоял причт из священника, диакона и пономаря, то на рубеже XVII — XVIII веков число священников, церковнослужителей при Христо-Рождественском храме увеличилось. К 1701 г. там уже служат три священника, диакон и пономарь. Увеличение причта, вероятно, непосредственно связано с постройкой новой двух-престольной каменной церкви в селе Коврово, с главным престолом в честь Рождества Иисуса Христа и с придельным — во имя преподобного Макария Калязинского Чудотворца.

Образ преподобного Макария, находившийся в приделе, появился в селе Коврово, скорее всего, во второй половине XVII столетия. Его описание содержится в описи «Христо-Рождественской церкви за 1701 г.: «Подле северных дверей образ Макария Калязинского Чудотворца писан красками гладкой».

Из архивных документов XVIII — начала XIX веков нам известны имена многих ковровских священников: Семен Михайлов и Михаил Васильев, упоминаемые в 1715 г.; Иван Алексеев, ставший священником в 1732 г. после умершего попа Михаила Васильева и скончавшийся в феврале 1742 г.; Иван Петров, упоминаемый в 1737 г. как заштатный поп села Коврово, а в 1729 г. и 1746 гг. — как служащий ковровский священник; Лев Михайлов, служивший в ковровской церкви диаконом в 1732 — 1742 гг. и священником в 1742 — 1762 гг.; Петр Львов, пономарь той же церкви в 1749 — 1762 гг. и священник там же в 1762 — 1794 гг.

Все вышеупомянутые священники служили еще церкви села Коврово. В 1778 г. это село было преобразовано в уездный город, и первыми городскими пастырями стали иереи Стефан Андреевич Цветков, Василий Андреев, Михаил Петров и Александр Михайлович Широкогородов.